|
||
|
По самоанским легендам (так же как, кстати, и по некоторым тонганским), острова Мануа были сотворены и заселены раньше всех других земель. К тому же, если верить фольклорной традиции, мануанцы жили на своих островах всегда, а не приплыли сюда откуда-то извне. Это представление было распространено повсеместно на Самоа и вошло практически во все описания самоанской мифологии, где непременно указывается, что самоанцы считают себя «людьми из ниоткуда», настоящими автохтонами, сотворенными на Мануа. Что касается мифов и преданий островов Мануа, то это, видимо, верно. Однако за пределами Мануа были известны и другие легенды, пусть менее популярные, в которых рассказывалось о том, что первые поселенцы приплыли на Самоа по океану. Откуда? Об этом легенды молчат, гораздо охотнее рассказывая о дальнейших продвижениях самоанцев, в том числе на восток. Недаром восточнополинезийская Гавайки — легендарная земля героев и предков, Гавайки, в которой Те Ранги Хироа и Э. Вест искали прародину всех полинезийцев,— это почти наверняка самоанский остров Саваии. Итак, Мануа — земля богов, земля, первой сотворенная богами, «пуп Самоа». Знатнейшие самоанские вожди по традиции возводились к предкам с Мануа — земли, во всем отличной от всех других. Верховным вождям Мануа, Туи Мануа, оказывался особый почет: самоанцы считали их выше и знатнее всех других самоанских вождей и выше Туи Фити или Туи Тонга. Однако, как уже говорилось, полнота власти не связывалась на Самоа с одним только божественным происхождением. Вся система социальной и политической интеграции здесь регулировалась иерархией рангов — титулов. Титул мог носить всякий, кто обладал не только «сносной» генеалогией, но и необходимыми личными качествами. Наиболее значимыми титулами традиционно считались те, которые носили «священные вожди» — алии паиа. Это были следующие титулы: Малиэтоа, Туи-атуа (Туи Атуа) и Туи-аана (Туи Аана). Титулы эти носили верховные вожди трех соответствующих территориально-политических единиц (вождеств, или «королевств»), на которые делился крупнейший самоанский остров — Уполу. В каждом из вождеств — Туамасанга, Атуа и Аана — носителем титула мог стать тот, кто сочетал достаточно высокое происхождение с доблестью, умом, отвагой и упорством в борьбе за власть. Титулы Туи-аана и Туи-атуа вместе с двумя другими — Нгато-аителе и Тама-соалии (см., например, № 36, 40) — составляли папа — важнейшие и самые престижные для верховного вождя титулы. В принципе носителем всех их мог стать один вождь: он либо завоевывал их в упорной борьбе с соперником, либо получал титул от вождей соответствующих местностей по их доброй воле, что бывало значительно реже. Вождь, приобретший папа, нарекался тафа-ифа — «держатель [всех] четырех [титулов]» (т. е. всех названных здесь, кроме титула Малиэтоа, который рано начинает выделяться из числа других). К перечисленным здесь вождеским титулам могли присоединяться и другие, например титул Пуле-о-Салафаи — «Властитель Саваии». Приобретение всех титулов верховных вождей давало их носителю символическую власть над «всем Самоа», за исключением Мануа, и делало его «королем» (тупу) Самоа. |
|||
©2006-2013 Poligrafie.Ru |