|
||
|
Слушай, о поющий, слушай, Я расскажу о небесах. Вот первое, вот второе небо. Их Мауи толкнул, чтобы стали выше. Резко, с натугой они подались! Нам, людям, отведены два края — Предел небесный и нижние земли. А в небе третьем и в небе четвертом Живут невидимые и свободные. И еще есть небо — небо дождя, Оно закрывает чистое небо. В пятом же небе и в небе шестом Живет тонущее в крови солнце, И с ним живут там малые звезды, Что чередой идут друг за другом, Подобно цветам одного ожерелья. Снизу на них взирают люди... В небе седьмом и в восьмом небе Живет Хина, живет Синилау; И это, должно быть, небо грома, Там могучий рождается голос, Гремящий гневом в преддверье несчастья. Девятое же и десятое небо Устланы перьями дикой цапли... В полинезийской мифологии небеса были жилищем высших богов, богов — покровителей ремесел и некоторых легендарных предков. В отличие от Восточной Полинезии, где пантеон включал плеяду небесных богов, по значимости равных друг другу (Тане, Тангароа, Ту, Ронго ), в Западной Полинезии почитался прежде всего Тангалоа, и подчас он один. В мифах Западной Полинезии Тангалоа многолик и выполняет множество разных ролей: он и демиург, и бог света, и властелин моря, и хозяин радуги или ветра. У ниуэанцев (как, по-видимому, и у мориори, вымершего народа островов Чатем) он считался также богом войны, и именно ему возносились молитвы перед началом военных действий. Согласно ряду мифов, Тангалоа не бог, а поднявшийся на небо дух предка; нередко Тангалоа считается предком определенных вождей, недаром к нему возводятся генеалогии тонганских и самоанских «королей». На островах Вавау именно Тангалоа (а не Мауи, как в подавляющем большинстве других мифологий) приписывался подвиг вылавливания островов из-под воды; считалось, что первым выуженным островком был Хунга. Тонганцы почитали также Тангалоа, или Тангалоа-туфунга,— патрона плотников. Кажущееся однообразие пантеона Западной Полинезии (в сравнении с Восточной) компенсировалось и наличием представлений о семействе Тангалоа, в котором различались Тангалоа-демиург, Тангалоа-прорицатель, Тангалоа-правитель. Тан-галоа-мудрец, Тангалоа-посланник, Тангалоа-мастер, Тангалоа-воин. В ниуэанском фольклоре ряд функций, приписываемых в других мифологиях семейству Тангалоа, переходят к семейству духов (или богов) Хуанаки. Переплетение в образе Тангалоа черт собственно божества, демиурга, легендарного предка и хозяина стихий даже побудило Те Ранги Хироа предположить, что Тангалоа был реальной исторической личностью, хотя,конечно, трудно в такой степени полагаться на реализм мифологического творчества. В пестрой и на первый взгляд разноречивой мифологии Тонга и Самоа есть и такие рассказы, в которых Тангалоа появляется и начинает действовать не сразу. Сначала из Ничего (ср. самоанское Леаи — «Ничто») или из Пустоты (Простора) появляется некоторое обиталище для Тангалоа, а уже потом — он сам. Он либо создает — долго и мучительно — первые острова, либо спускается по великой вертикали «верх — низ» на уже готовые земли, где сходится с земной женщиной. Именно так, по некоторым тонганским мифам, появляются первые вожди. |
|||
©2006-2013 Poligrafie.Ru |